Физический смысл явлений. Управление, часть 3

20.06.2017 г.

Основы системного анализа

Два направления познания

Существует два направления познания. Условно их можно охарактеризовать так: одно направление - снизу вверх, а другое - сверху вниз. Для мужчины приоритетным направлением является направление сверху вниз на том основании, на котором в шахматах белые фигуры делают ход первыми, или же строй солдат шагает в ногу под команду – «левой, левой, левой». Подробнее об этом будет сказано в другом месте. Других преимуществ у одного направления перед другим не существует. Оба направления одинаково важны, хотя приводят к разным следствиям и всегда сосуществуют вместе. Одно направление познания в отрыве от другого направления приводит к тупику и не имеет никакого смысла.

Но есть одно важное обстоятельство, которое обычно обходят вниманием. Если одно из двух направлений всегда учитывается явно, его оглашают, то другое направление присутствует по умолчанию и создаёт фон, на котором проявляется явное направление.

Рис. 1

Это вытекает из того, что восприятие человека целиком определяется тем, с чем человек отождествляет свою систему отсчёта (СО) в текущий момент. Если СО отождествляется с левым направлением познания, то правое направление будет осознаваться человеком, а левое – будет являться для него фоном. И человек будет осознавать присутствие фона, как само собой разумеющееся, и не будет его замечать. Если, наоборот, СО отождествляется с правым (на Рис. 1) направлением познания, то левое направление будет осознаваться человеком, а правое будет являться фоном, на котором он будет проявляться. Сформулируем общее правило: процесс, с которым отождествлена система отсчёта в текущий момент, воспринимается человеком по умолчанию и не осознаётся ним.

Если у человека хватает сил отождествить СО с объектом, который является источником сразу обоих направлений познания, то у него появляется шанс воспринимать одновременно оба направления познания! Для человека это является высшим пилотажем.

Две философские категории под названием всеобщее и единичное образуют два полюса, между которыми возникает спектр их взаимного влияния. Особенное – это философская категория, которая может находиться в любом месте спектра между этими полюсами, и которое определяется тем, чем занят исследователь. Поэтому, чем бы он ни был занят, предмет его исследования всегда будет относиться к философской категории под названием «особенное». Это хорошо видно на Рис. 2. Здесь не о чем спорить, просто примем это как постулат.

Рис. 2

Направление снизу вверх (синяя стрелка) – это познание, идущее от наблюдения единичных фактов к их фиксации – к обобщениям (Рис. 1, справа). Условно это направление символизирует собой чисто эмпирический путь познания в поисках смысла, направляемый разумом человека, а осуществляется он эмоциями. Здесь синтез является главным методом направления познания. Для женщины этот способ познания мира является естественным, а мужчине его надо осваивать. Здесь уменьшение ширины стрелки указывает на убывание в познании значимости единичного и возрастание значимости обобщения при переходе с одного уровня познания на другой. Поэтому, особенное всегда оправдывает своё название тем, что всегда являет собой уникальную пропорцию присутствия в себе двух полюсов – единичного и всеобщего.

Направление сверху вниз (красная стрелка) – это познание, идущее от всеобщего к частному (Рис. 1, слева). Условно это направление символизирует преобразование материи, исходя из ощущения своей цели, которое направляется чувством человека, а осуществляется рассудком. Здесь анализ и логика являются главными методами направления познания. Для мужчины этот способ познания мира является естественным, а женщине его надо осваивать. Подробнее об этом будет сказано ниже. Здесь уменьшение ширины стрелки, наоборот, указывает на убывание значимости в познании всеобщего и возрастание значимости конкретных явлений при переходе с одного уровня познания на другой.

Этот путь подразумевает наличие верховной концепции познания в виде некоего канона, эталона, который в период смены очередного большого временного цикла даётся человечеству как наставление свыше в форме девиза нового цикла, пришедшего на смену старому. Это характерно для любого цикла, но чем продолжительнее длительность цикла, тем более значимым будет его девиз.

Как уже было сказано, целью любого познания является познание особенного, которое является носителем в некоторой пропорции качеств одновременно двух полюсов, между которыми оно пребывает. На Рис. 2 эти два полюса представлены двумя философскими категориями, под названием всеобщее и единичное. В особенном, как в любом потомстве, определённым образом всегда сочетаются в разных комбинациях и пропорциях наследственные признаки своих прародителей. Одинаковая ширина у двух направлений познания бывает там, где значимость всеобщего и единичного одинакова!

При движении снизу вверх происходит смена четырёх этапов познания (факты, законы, принципы и концепции). При этом высший уровень, по отношению к низшему уровню, имеет более высокий приоритет и значимость, что характерно для тех, кто старается познать, как устроен мир и принципы гармонии.

Так, уровень принципов имеет более высокий приоритет по отношению к уровню законов, а уровень законов – по отношению к уровню фактов. Это наглядно показано в содержательной логике Аристотеля, в которой за основу классификации принято, что род, по отношению к виду, имеет более высокий приоритет. При этом, критерием его классификации является множество существенных признаков предметов, а не множество объектов, обладающих одним и тем же свойством. В его логике каждый отдельный факт представлен отдельным видом, род которого представлен тем или иным законом. В свою очередь уровень принципов по отношению к уровню законов является родом, а уровень законов, в свою очередь, является для него видом, и так далее.

При движении сверху вниз, мы проходим те же четыре этапа познания, только в обратной последовательности (концепция, принципы, законы и факты, которые смотрятся уже по-другому). Это направление предполагает, что нижние уровни, наоборот, имеют более высокий приоритет по отношению к вышестоящим уровням, что необходимо для практической реализации замыслов.

Предмет каждого исследования может быть представлен в виде философской категории, под названием «особенное», и для успешного познания необходимы оба направления познания. При этом истинная цель познания заключатся в том, чтобы прийти к особенному, на котором остановятся два пути познания. Двигаясь с двух сторон к цели исследования – сверху и снизу, человек получит всё необходимое, что и является целью любого конкретного исследования. При этом в сознании обычного человека эти два направления познания не могут одновременно быть активными и проявляют свою активность по очереди. Длительность смены активности определяется уровнем развития сознания человека. Чем выше уровень развития, тем быстрее происходит переключение, тем лучше качество процесса познания.

Достигнув в своём исследовании особенного, но продолжая двигаться дальше в любом направлении, мы рискуем впасть в крайности. В случае движения снизу вверх, мы превращаемся в непрактичных и абстрактных мечтателей, лишённых твёрдой опоры под ногами. В случае направления познания сверху вниз, мы превращаемся в практичных и расчётливых циников.

С позиции обоих направлений познания, уровень законов, например, будет восприниматься по-разному. В одном случае – как смысл, а в другом случае – как практическая необходимость. Поэтому заключительным этапом познания является сведение вместе смысла и необходимости. Это делается с помощью синхронизации работы двух полушарий мозга. Но это отдельная тема, здесь мы ограничимся пока только упоминанием о самой возможности этого.

Наличие этих двух направлений познания обусловлено двойственной природой человека – животной и разумной. Оба направления одинаково жизненно необходимы для развития и жизнедеятельности человеческого существа. Одной из целей человека является приобретение навыков намеренной смены направлений познания, своего рода способности переключаться между ними.

Так как у человека есть животное (материальное) начало, которое нуждается в удовлетворении своих потребностей для своей жизнедеятельности, то подчиняясь его голосу, человек предпочитает искать конкретные решения для удовлетворения своих потребностей, не обращая особого внимания на поиски смысла своего прихода в этот мир. Это обстоятельство задаёт свои особенности в познании человека.

С другой стороны, так как у человека есть разумное (духовное) начало, то оно, в свою очередь, задаёт обратное направление познания – снизу вверх. Со своей стороны, оно заставляет человека искать ответ на главный для себя вопрос: кто я? Для чего я здесь? Это обстоятельство по-другому задаёт особенности познания, в зависимости от того, какое из двух начал доминирует в человеке. Это обстоятельство задаёт другие особенности в познании человека.

На начальном этапе развития, люди вообще не могут самостоятельно перестраиваться с одного направления познания на другой. То, с какой из 4-х функций начнёт своё развитие ребёнок, во многом зависит от родителей. Так, в силу преобладания влияния одного из двух начал на сознание ребёнка, он потенциально становится приверженцем пути познания либо сверху вниз, либо снизу вверх. При этом, сталкиваясь друг с другом в жизни, представители двух взаимообратных направлений познания чаще всего не понимают друг друга и имеют взаимоисключающие точки зрения на один и тот же предмет. Например, спор о том, что первично - сознание или материя, электрон - частица или волна и тому подобное, являются конечным результатом именно такого доминирования одного из начал.

На начальном этапе жизни человека смену одного направления познания на другое определяет чаще всего случай или смена внешних обстоятельств. Но, по мере развития сознания человека, у него появляется способность самостоятельно осуществлять смену направлений познания волевым актом. И чем более высокого уровня развития сознания достигнет человек, тем быстрее и легче он сможет переключаться с одного направления на другое.

Направление сверху вниз имеет своим исходным пунктом идеи, а конечным – факты, то есть данные, добытые опытным путём. Это обстоятельство является причиной построения физических моделей, которые в познавательной деятельности человека являются приспособлениями, помогающими структурировать накопленную информацию и строить новые гипотезы, чтобы на их основе осуществлять свою практическую деятельность.

Любая физическая модель является актом неосознанного моделирования процессов, подсмотренных у природы. Физические модели, после классификации фактов, являются следующим, более совершенным этапом в познании снизу вверх. В основании классификации лежит один вид логики, а в моделях – другой, более совершенный вид – логика законов и так далее. В свою очередь, символическое отображение является более высокой ступенью по сравнению с моделированием. Выше символов идёт воля человека, которая находит свою опору в той или иной концепции.

Рис. 3

Уровень принципов является ещё более высоким этапом познания, чем уровень законов, и так далее. Я ограничился здесь четырьмя видами логик, по причине их соответствия 4-м основным функциям человеческого мозга.

Примечание

Любой предмет исследования делится на такое количество элементов, которых будет достаточно для осознания и формулирования предмета исследования. Приведу пример. Любой струнный музыкальный инструмент может содержать столько струн, сколько его создатель захочет в нём установить. У топшура - две струны, у гитары может быть шесть струн, семь, двенадцать, но в руках профессионала они все будут звучать в совершенстве, независимо от количества. Так и треугольник, изображённый на Рис. 2, приспособлен для определённой цели, поэтому делится только на четыре уровня, а мог бы иметь 3, 7, 12 и т.д.. Цифрами указана последовательность освоения логик, которой следовали в древней Греции. Если бы мы освоили хотя бы эту часть, то уже смогли бы жить лучше.

Когда в средней школе мы приступали к изучению ботаники, мы там впервые встретились с логикой 1-го уровня. Она была заложена в науку ещё Аристотелем (хотя об этом редко кто задумывается) и отражена в родовидовой системе классификации растений и животных, авторами которых были Карл Линней, Ламарк, и многие другие естествоиспытатели. Это они разработали основные принципы классификации растений и животных, основанных на изучении их существенных признаков, имеющих вид родового древа - от простейших видов до высших.

Логика 2-го уровня, основанная на изучении множеств, при отвлечении от существенных признаков предметов, была заложена в науке в виде логики высказываний и предикатов, логики множеств, математической логики и т.д.. В этом заключается её отличие.

Что касается логики 3-го уровня, то, как я уже упоминал, некоторые люди уверяют, что эта логика – божественная и человеческим умом постичь её нельзя. Я не буду здесь называть имена авторов этих утверждений. О логике 3-го уровня будет сказано в работе под названием «Четыре логики».

Логики низших уровней познания для направления снизу вверх, являются частными случаями логик более высоких уровней.

Символизм – язык выражения принципов

Логика любого уровня познания имеет свой специфический набор операций, правил и закономерностей, которые и задают отличия одних видов логик от других. Описание этой технической части не является целью настоящей работы, хотя некоторые признаки этих отличий здесь будут приведены.

Остановимся пока только на одном направлении познания – снизу вверх. Уровень принципов для этого направления познания является приоритетным по отношению к уровню законов. Это означает, что при данном направлении познания количество принципов всегда будет меньше количества законов. Следовательно, каждый принцип будет более ёмким понятием, чем любой закон, и тем более факт. Это создаёт огромные трудности в выражении и восприятии таких очень ёмких и многомерных понятий.

Если провести геометрическую аналогию, то единичное восприятие человека не подлежит классификации и его можно уподобить точке в геометрии. Уровень фактов является уже первичной классификацией восприятия и его уже можно сравнить с линией. Уровень законов можно сравнить с плоскостью, а уровень принципов – с объёмом, то есть, трёхмерными объектами. Для полноты изложения скажу, что линейный рассудок (по англ. – интеллект, ум) ограничен по своим возможностям и не позволяет непосредственно воспринимать не только объёмные, но даже плоские объекты иначе, как в виде их отдельных линейных проекций. Но сами линейные проекции плоских и объёмных объектов не могут быть тождественными ни двухмерным, ни трёхмерным объектам. Поэтому уровень принципов и уровень концепций находится за гранью возможностей обычного человеческого рассудка (интеллекта). Для их восприятия и выражения природой выработаны две специальные функции головного мозга – разум и чувство (интуиция). При этом уровень принципов и уровень концепции познаётся только этими, высшими способностями человека – разумом и чувством.

Обе эти функции могут развиваться только в обществе и при условии наличия соответствующего воспитания человека. Именно чувство невидимо направляет познание сверху вниз, а разум невидимо задаёт направление снизу вверх. Это своего рода проводники в неизведанную страну. В этом и заключается основная причина неудач тех многих последователей, которые решили заняться изучением Универсального Знания, хотя справедливости ради надо сказать, что оно названо так по недоразумению. Универсальным Законом, так как Универсальное Знание относится к уровню принципов, который находится выше уровня законов, поэтому таковым быть не может. Кстати, слово закон должно передавать только смысл ограничения, но не правила!

Любые попытки воспринять рассудком принципы и концепции, заранее обречены на провал, точно так же, как желание заткнуть круглое отверстие квадратной пробкой. Для их восприятия есть другие органы, функции которых специально приспособлены для этой задачи. Научить людей пользоваться ими – задача родителей, школы и государства. Но они пока с этой задачей не справляются, так как сами не спешат узнать об этом что-либо.

Для лучшего понимания: ограниченность рассудка в отношении восприятия уровня принципов можно сравнить с ограниченностью приёма цветной телевизионной передачи не то что по чёрно-белому телевизору, но даже по радиоприёмнику! Понятно, что часть информации неизбежно будет потеряна, а проекции объектов будут приняты за сами объекты. Это, пожалуй, самый сложный момент, который требует от человека достаточных личных сил, чтобы суметь это осознать.

В соответствии со сказанным выше, средства восприятия и выражения принципов должны быть более ёмкими, каковыми являются символы. Ни физические, ни математические модели здесь не годятся. Можно использовать только геометрические построения, различные цветовые сочетания, комбинации различных зрительных образов и так далее, целью которых является пробуждение в человеке нужного восприятия, какое бывает у людей так называемых творческих профессий.

Известно, что целостное восприятие предметов, явлений и процессов может обеспечить только образное и чувственное восприятие человека. Эти функции осуществляются двумя задними долями головного мозга обоих полушарий, ответственных за восприятие будущего времени, в отличие от передних долей, отвечающих за восприятие прошедшего времени, а также уже известных предметов, явлений и процессов, одним словом, всего того, что уже освоено человеком.

Сегодня нельзя продолжать жить и вести себя по старинке. Пора осваивать свои спящие функции. Мы уже подошли к черте, переступив которую, может начаться активное самоуничтожение. Накопившиеся неосознанные установки могут содержать такие скрытые сорняки (вирусы), которые необходимо нейтрализовать, пока они ещё не проросли в наши разрушительные действия.

Следует обратить внимание, что две функции головного мозга – разум и рассудок отвечают за восприятие и обработку информации, а другие две функции – чувство и эмоции, отвечают за восприятие и обработку энергии.

Получение информации можно сравнить с прокладыванием ирригационного канала, при этом энергия играет роль жидкости нужного качества, которая должна быть направлена по этому каналу. Правое и левое полушария – две стороны одного и того же процесса. Их нельзя рассматривать отдельно, если мы хотим стать самодостаточными. Работа, которую мы выполняем левым полушарием - это и есть настройка на восприятие. Её можно сравнить с прокладыванием канала для орошения, по которому пойдёт жидкость. Работа, которую мы выполняем правым полушарием, можно уподобить управлению задвижками для заполнения каналов жидкостью, а так же приготовлением жидкости нужного качества, которая по этому каналу будет доставлена к нужному месту. При этом настройку восприятия осуществляет разум, а каналы прокладывает рассудок. Чувство открывает-закрывает задвижки, а жидкость, текущая по каналу – это эмоции.

Общее представление о системном походе

Начнём с того, что целостное восприятие человека, которое свойственно переходу на уровень принципов, предполагает:

  • необходимость системного подхода;
  • знакомство с системой, её элементами и их связями между собой и с самой системой;
  • закономерности, которым подчиняются элементы в системе.

Системный подход к решению практических задач не имеет отношения к созданию той или иной физической или математической модели. Это своего рода новая алгебра, позволяющая выразить в виде некоторой формулы одновременно рациональный и иррациональный подходы к изучению объекта, процесса или явления. Чтобы заниматься системным анализом, необходимо уйти от моделей любого рода, иначе линейный рассудок, цепляясь за любую возможность, будет плодить одномерные проекции системы одну за другой, стягивая внимание человека вниз, на рациональный уровень, который не позволит осуществиться акту целостного восприятия.

Дадим определения основным понятиям.

Система (греч. systema - целое) – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве.

Элемент – (от лат. elementum – стихия, первоначальное вещество) – это минимальный, далее уже неделимый компонент в рамках системы. Элемент является понятием относительным и является таковым лишь по отношению к данной системе. В других же отношениях он сам может представлять собой сложную систему.

Структура – строение, расположение или внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Давайте с позиции системного подхода разберём, что представляет собой самый верхний уровень треугольника, в виде концепции Единства, символизируемого вершиной треугольника? Конечно, эта концепция выражает основные характеристики системы, какого бы уровня она ни была. Она представляет содержание того, что представляет собой та или иная система, и для чего она нужна.

На Рис. 4 приведён естественный символ, который идеально подходит для символьного выражения любой системы. На плоскости это просто окружность, а в объёме – это сфера. Подсознательное восприятие этого символа всегда приводит к нужной настройке для восприятия ЦЕЛОГО, ЕДИНИЦЫ, то есть некой замкнутой системы.

Рис. 4

Это символ, выражающий самый общий взгляд на систему, как бы взгляд на неё издалека, когда внутреннее устройство чего-либо ещё не начало проявляться. Например, когда мы впервые берём в руки арбуз, сотовый телефон или какой-либо другой объект, мы изначально не представляем себе и даже не предполагаем, что они имеют какую-то внутреннюю структуру, то есть состоят из множества составляющих их элементов. Поэтому, вначале мы воспринимаем объекты как нечто целостное, как некое единство всех составляющих его элементов, которое я и буду дальше называть одним термином – системой. В литературе можно встретить и другие синонимы системы – единица, целое и прочие, но все они – разные выражение одного и того же.

По мере знакомства с функционированием любой системы, мы постепенно начинаем познавать особенности её функционирования, по принципу «от простого к сложному». В результате закономерно возникает предположение, что у системы есть какая-то внутренняя структура. Это подобно рассматриванию интересующего нас объекта через увеличительное стекло: мы вдруг замечаем, что объект, оказывается, имеет какое-то внутреннее устройство – структуру. Поэтому первым шагом в познании структуры любой системы всегда является выявление её полюсов, как это показано на Рис. 5.

Рис. 5

Два полюса, под условными названиями «верх» и «низ», задают лестницу иерархии миров (подсистем), населяющих данную систему в виде спектра, представляющего взаимные переходы влияния одного полюса в другой и обратно. Итак, самый верхний и самый нижний миры являются полюсами системы. Этим задаётся вертикаль соподчинения подсистем друг другу, их субординация.

Здесь мы снова встречаемся с особенностью человеческого восприятия, которая доставляет людям много хлопот, хотя они чаще всего этого не замечают. Но от этого познание не становится легче. Причиной данной особенности снова является система отсчёта человека.

Принцип любого разумного познания заключается в сравнении с уже имеющимся элементом для сравнения. Если сравнивать не с чем, то познание становится невозможным. В этом может убедиться каждый, если внимательно понаблюдает за собой.

Поэтому, когда человек хочет познать свойства одного полюса системы, он должен установить (отождествить) свою систему отсчёта с другим полюсом. Обычно это происходит автоматически. Как только человек отождествляет свою СО, из поля его внимания исчезают свойства второго полюса.

Получается интересная картина: Когда мы рассматриваем верх системы, то теряем из виду её низ и наоборот, рассматривая низ системы, мы не замечаем её верха. Это явление лежит в основании явления, которое принято называть субъективизмом. Он подразумевает, что каждому человеку присущ некий ограниченный взгляд на вещи, не называя при этом механизм этого субъективизма.

В результате этого, вместо двух полюсов, мы всегда будем воспринимать в текущий момент только один полюс, а другой полюс будет лишь подразумеваться.

Далее следует третья по счёту идея – троичность системы. Какова она? Как её увидеть?

Начнём с самого общего представления: любая система (целое, единица) представляет собой нечто, состоящее из трёх основных частей. Вот эти части:

  1. НИЧТО – верхний полюс системы;
  2. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ между НИЧТО и ВСЁ;
  3. ВСЁ – нижний полюс системы.
Ниже, на Рис. 6, представлен символ, несущий больше информации о взаимовлиянии двух полюсов системы, причём она не дискретная, а непрерывная.

Рис. 6

Христианская троица имеет к этому символу прямое отношение. О троичности много было сказано в работе Физический смысл явлений. Логика. Дополнительно об этом будет сказано ниже.

Акт первичной дифференциации системы

Итак, исследуя внутреннюю структуру системы, возникает первая необходимость деления системы или её символа – круга горизонтальным диаметром, который символизирует собой акт первичной дифференциации системы любого уровня. В древних системах это называлось дифференциацией мирового яйца на дух и материю. В результате, в структуре системы первыми мы обнаруживаем её два полюса.

Например, полюсами человека являются две части его существа: невоплощённая в материю – духовная часть существа; воплощённая в материю – вещественная часть существа. Они представляют собой мужской полюс и женский полюс человеческого существа соответственно. Почему мужской и женский? В русском языке все слова мы относим к трём родам. Например, солнце – среднего рода, оно. Карандаш – мужского рода, он. Тетрадь – женского рода, она. Отсюда и два рода полюсов.

Надо понимать, что дух – это то, что заставляет материю принимать формы, а материя – это то, что способно принять любую форму, поэтому мужской полюс олицетворяет собой активную часть, а женский полюс – пассивную часть человеческого существа. Понятно, что вместе они образуют полюса системы, под названием человеческое существо. Активная часть существа даёт начало разумной части человека, а пассивная часть – начало животной части человека. Вот мы и обосновали идею двойственной природы человеческого существа.

Вернёмся к анализу систем. В любой системе мы всегда обнаружим избыток некоторого качества и его недостаток. Это другой способ представить полюса системы, но не субъективный, а объективный, так как на самом деле избыток и недостаток и представляют настоящие полюса системы. Для подтверждения и иллюстрации сказанного можно привести неплохое изображение системы в виде 64 гексаграмм из китайской Книги Перемен (см. Рис. 7).

Рис. 7. Условное деление системы (И-Цзин) на три части.

Проведём анализ системы, представленной на Рис. 7. Видно, что горизонтально система разделена на 7 рядов.

Итак, полюсами системы являются два символа Книги Перемен, стоящих в первом и седьмом рядах. Они имеют следующие названия: гексаграмма №1 ЦЯНЬ и гексаграмма №2 КУНЬ, поэтому триединство системы представлено этими и другими гексаграммами, стоящими с одной стороны через один ряд, а с другой стороны – остальными 62-мя гексаграммами – элементами системы, с номерами от №3 до №64. Покажем это:

  1. НИЧТО (ЦЯНЬ)отец системы (мужской полюс системы);
  2. ВСЁ (КУНЬ)мать системы (женский полюс системы);
  3. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ между полюсами – потомство (элементы) системы.
Отсюда ясно, что триединство может быть выражено множеством способов, например, гексаграммами под номерами 1,24,2, или 1,15,2, или 2,20,23, или 43,34,11, и так далее. Цветом выделен средний член триединства, а чёрные крайние члены – его полюса. Число вариантов сочетаний 64 элементов по три равно 41664. Не все из них на Рис. 7 образуют варианты триединства, но, как видно, число их будет довольно велико.

По сути, данное изображение является копией символа, представленного на Рис. 6, только с большей дифференциацией целого, дополненной детальной прорисовкой элементов системы и их связей. В данной системе насчитывается 64 элемента. Надо понимать, что число элементов в различных системах может быть любым, в зависимости от целей исследования, но не менее четырёх. Четыре элемента системы являются необходимыми и достаточными для определения, является ли система самодостаточной или нет. Запомним это условие!

Вариант системы, представленный на Рис. 7, является хорошим примером символического отображения логики принципов. Он стоит того, чтобы над ним помедитировать. Единственным его недостатком является отсутствие в генной памяти русского человека корней данных символов. Поэтому воспользуемся им пока лишь как удачным примером символического отображения элементов системы и связей между ними, а затем сделаем переход к нашим корням.

Целые черты в гексаграмме представляют отцовские свойства, прерывистые черты символизируют материнские свойства системы. Действительно, двигая взгляд сверху вниз, начиная со второго горизонтального ряда, можно заметить, что с каждым рядом у элементов прибавляются материнские свойства, представленные прерывистыми чертами, и убывают отцовские свойства, представленные целыми чертами. Например, у гексаграммы с номером №43 есть только одна прерывистая, материнская черта, а у всех гексаграмм, стоящих в ряду ниже (№34, №5, №58, …) имеется уже по две прерывистых черты, и так далее. В этом ряду стоит шесть гексаграмм. У каждой по шесть черт и только одна из них несёт материнские свойства. Всего в ряду целых черт 6 х 6 = 36 – 6 = 30 штук. Вот отношение (пропорция) сил во втором ряду сверху: 30-ть отцовских черт к 6-ти материнским чертам.

Одновременно с этим, двигаясь в обратном направлении снизу вверх, можно наблюдать обратную картину, когда начиная с элементов предпоследнего горизонтального ряда, прибывают отцовские свойства, а материнские свойства убывают. Например, у гексаграммы с номером №24 имеется только одна целая черта, а у всех гексаграмм, стоящих в ряду выше (№19, №36, №51, …) у которых имеется уже по две целых черты, и так далее. Эти два процесса идут синхронно и навстречу друг с другом. У элементов одного и того же горизонтального ряда содержится одинаковое количество как целых, так и прерывистых черт, но материнские и отцовские свойства находятся в разных позициях у разных гексаграмм, что также имеет значение.

Акт вторичной дифференциации

Далее следует акт вторичной дифференциации любой системы, пример которой показан на Рис. 7. В результате чего мы становимся способными различать кроме деления системы на верхнюю и нижнюю часть, разницу между элементами в системе, стоящими с левой и с правой стороны от вертикального диаметра, соединяющего оба полюса системы между собой. Логика этого будет рассмотрена в другом месте.

Проведя через центр круга вертикальную линию, можно сказать, что левый элемент системы является как бы зеркальным отображением соответствующего ему правого элемента системы стороны и, наоборот. Но не всё так просто.

На самом деле рассмотрение отношений элементов, стоящих в правой и левой частях системы, не учитывая при этом принадлежности элементов к верхней и нижней части системы, ничего не даст. Поэтому следует сравнивать три типа отношений:

  1. отношение двух элементов, принадлежащих одному полюсу системы и стоящих слева и справа;
  2. отношение двух элементов, принадлежащих одной стороне системы и стоящих в верхней и нижней частях системы;
  3. отношение двух элементов, принадлежащих перекрёстным частям системы.
Второй и третий тип отношений представляет собой явление, логика которого представлена операцией дополнения до целого, которая отсутствует в логике уровня законов.

Сущность этой операции заключается в том, что сумма прерывистых и целых линий в двух гексаграммах, равна их числу в отцовской и материнской гексаграммах – и – шести целым и шести прерывистым линиям.

Точно такая же сумма будет и для другой пары , гексаграммы которой стоят в левой стороне, но в разных полюсах системы.

Точно такая же сумма будет и для другой пары и , гексаграммы которой стоят в разных сторонах и в разных полюсах системы.

Но для двух гексаграмм и , гексаграммы которые стоят в разных сторонах системы, но в одном и том же полюсе, такой суммы не даст. Здесь логика отношений элементов иная. Изучению этой логики будет посвящена работа под названием «Четыре логики».

Продолжим работу над системным анализом.

Рис. 8.

Теперь, когда мы познакомились с китайским системным подходом, перейдём к иному способу представления и интерпретации системного подхода. Не забудем, что наша стратегическая цель – осуществить переход с уровня законов и свойственного ему построению физических и математических моделей на следующий уровень – уровень принципов с его языком выражения – символами.

Структура системы

Очень важно понять, что функция, которую выполняет тот или иной элемент в системе, зависит от общего количества элементов, входящих в систему! Структура системы определяется её элементами и количеством связей между элементами, символизирующими взаимодействие элементов между собой.

Если система состоит из одного элемента, то мы её оцениваем по тем свойствам, которые её отличают от других систем этого уровня. Например, человека под именем Александр Петров, мы будем отличать от других людей и воспринимать его по присущим одному ему свойствам: например, по профессии – как слесаря; по росту – как высокого; по комплекции – как человека сухощавого; и так далее.

Если система состоит из двух элементов, то, кроме деления системы на два полюса, мы ничего сделать не сможем. Например, планета Земля имеет два полушария, два полюса. У человека можно выделить два полюса, например, разумное и животное начало, представленные частями тела – головой и туловищем. Подробнее об это будет сказано ниже.

Если система будет состоять из трёх элементов, то кроме поляризации на три пары полюсов, мы можем, при определённых условиях, наблюдать скрытое, непроявленное третье состояние в виде динамического баланса, пример которого можно увидеть в видеофрагменте:

«Управление точкой равновесия»

О троичности достаточно сказано в работе Физический смысл явлений. Управление, часть 1.

Если система будет состоять из четырёх элементов, то помимо двух элементов, представляющих два полюса системы, мы имеем два элемента, в которых будет различное сочетание свойств этих двух полюсов.

Продолжать деление систем на пять элементов и более, сейчас не имеет смысла, так как для большинства начинающих исследователей деление любой системы даже на три элемента уже будет представлять почти непреодолимое препятствие. Цель данной работы - дать только общее представление о системах, элементах и их структурах.

Элементы, связи и подсистемы

Посмотрим на деление систем под другим углом – с позиции наличия в системе подсистем первого уровня. Ниже будет показано, что это такое.

  1. Если система состоит из одного элемента, то в ней будет всего одна подсистема. Следует отметить, что отдельные элементы системы сами по себе представляют собой особый вид подсистем, поэтому в данной системе будет одна единичная подсистема.
  2. Если система состоит из двух элементов, то в ней будет три вида подсистем с различными функциями:

    • первый вид – одна подсистема, состоящая из нулевого элемента;
    • второй вид – две подсистемы, содержащие по одному элементу;
    • третий вид – одна подсистема, состоящая из двух элементов и одной связи между ними.
    Итого, в наличии имеем три подсистемы.

    Кроме всего прочего, элементы в системе могут взаимодействовать между собой, образуя так называемые связи, представляющие собой линии взаимодействия элементов между собой. В зависимости от наличия или отсутствия связи между элементами, мы определяем, есть или нет подсистемы в данной системе. В двухчленной системе могут взаимодействовать между собой только два элемента, образуя одну-единственную связь. Следовательно, в системе, состоящей из двух элементов и одной связи, будет только одна подсистема.

    Поскольку число элементов в двухчленной системе и этой двухчленной подсистеме совпадает, то данная подсистема является подсистемой высшего уровня, которая и делегирует свои свойства вовне, представляя собой систему нового уровня, которую мы и называем двухчленной (двухэлементной) системой. Другими словами, системой из n элементов называется структура, в которой связями охвачены одновременно все n элементов, без исключения.

  3. Если система состоит из трёх элементов, то в ней можно выделить четыре вида подсистем, включая нулевую:

    • первый вид – одна подсистема, состоящая из нулевого элемента;
    • второй вид – три подсистемы, состоящие из одного элемента и нулевой связью;
    • третий вид – три подсистемы, состоящие из двух элементов и трёх видов связей;
    • четвёртый вид – одна подсистема, состоящая из трёх элементов и трёх видов связей.

    Итого, в трёхчленной системе насчитывается четыре подсистемы, восемь подсистем и шесть видов связей.

  4. Если система состоит их четырёх элементов, то в ней уже можно выделить пять видов подсистем первого уровня (включая нулевую подсистему), десять видов связей, которые представлены на Рис. 8. Зелёная штрихпунктирная линия представляет собой ось симметрии.

Рис. 9.

Если система состоит их пяти элементов, то в ней уже можно выделить 6 видов подсистем, включая нулевые подсистемы, которые представлены на Рис. 9.

Рис. 10.

Система из пяти элементов насчитывает уже 25 = 32 подсистемы первого уровня! На этом этапе (пятом) дифференциации систем мы закончим рассматривать структуры подсистемы первого уровня. Подсистемы второго, третьего и иных уровней вычисляются аналогично.

Остановимся на анализе 4-х членной системы.

Пример интерпретации четырёхчленной системы

Всегда полезно привести пример, на котором можно показать всё, о чём мы говорили. Очень удачный пример интерпретации 4-х членной системы приведён Аристотелем в его работе «Метафизика» под названием «Учение о четырёх причинах [бытия]».

По Аристотелю, любой реально существующий объект имеет четыре причины бытия. Следует сказать, что в контексте нашего системного анализа сам объект надо рассматривать в качестве системы, составленной из 4-х элементов. Четыре причины бытия – это пример дифференциации системы на четыре элемента. Каждая причина бытия представляет собой одну причину бытия.

Всем, кто заинтересовался этой темой, будет очень полезно ознакомиться с ней и поупражняться в выявлении характера связей эти 4-х элементов. Вот эти четыре причины бытия любой вещи по Аристотелю:

Рис. 11.

Напомню, что эти четыре причины Аристотеля и есть вариант четырёхэлементной системы. Давайте вместе проинтерпретируем её на примере бытия деревянного стула.

  1. Деревянный стул имеет свою духовную причину в виде удобного приспособления для сидения человека. Она, говоря иначе – это идея его создания, которую Аристотель и назвал сущностной причиной.
  2. Финальной причиной появления деревянного стула является плотник, который в течение определённого времени выполнял работу по его изготовлению.
  3. Деревянный стул имеет материальную причину своего создания в виде деревянных и иных вещественных (материальных) заготовок.
  4. Наконец, деревянный стул без движущей причины невозможно было бы изготовить, поскольку, если бы у плотника не было нужных инструментов для его изготовления, то своими зубами или ногтями плотник не смог бы изготовить стул.

Как уже было сказано ранее, 4-х членная система насчитывает 16 подсистем первого уровня, как было показано выше на Рис. 9. Теперь давайте попробуем выявить связи между 4-мя элементами, хотя бы по два элемента, какие бывают, например, у двузначных систем. Всего существует шесть таких связей. Пример выявления уже был рассмотрен вначале этой части работы. Так как шесть связей отражают шесть видов взаимодействия между 4-мя разными элементами системы, то каждую такую связь надо рассматривать в отдельности. Очень важно понять, что все связи в 4-х членной системе можно разделить на три группы:

  1. положительные;
  2. отрицательные;
  3. нейтральные (скрытые).

В конечном итоге, целью всех этих взаимодействий между элементами является поддержание равновесия (баланса) между элементами всей системы. Например, благодаря подобным связям температура нашего тела постоянна. Вместо терминов, обозначающих четыре причины Аристотеля, будем пользоваться их порядковыми номерами, приведёнными на Рис. 11.

За «бортом» исследования остались другие сочетания элементов, например, по три (см. Рис. 9). Надо сказать, что представленный здесь материал является ограниченным и приводится только для ознакомительных целей. Желающие самостоятельно могут завершить полный системный анализ.

Рассмотрим шесть связей между четырьмя причинами:

1-2. (взаимодействие сущностной и материальной причин Аристотеля) Данное взаимодействие выражается в балансе двух мотивов деятельности человека – необходимости удовлетворения некой телесной потребности и потребности в творческом самовыражении человека. Например, если у человека преобладает первый мотив, то он может обойтись любым первым попавшимся под руку плохо изготовленным стулом. Если же у человека преобладает второй мотив, то он может стремиться приобретать стулья, которые вообще не предназначены для сидения и предназначены исключительно для экспонирования на выставках или даже быть сувенирами. Напомню, что любое преобладание имеет место в жизни, но не является нормой.

3-4. (взаимодействие движущей и целевой причин Аристотеля) Это взаимодействие выражается в балансе инструментальной оснастки и профессиональных навыков плотника. Например, недостаток хороших инструментов может быть скомпенсирован хорошими профессиональными навыками плотника, и наоборот.

1-3. (взаимодействие сущностной и движущей причин Аристотеля) Баланс, заключающийся в том, что каждый инструмент должен быть хорошо приспособлен для реализации формальной причины. Например, если пользоваться кухонным ножом, то он больше приспособлен для сервировки стола, чем для обработки дерева. Но и дерево может накладывать свои ограничения на выбор нужного инструмента, обладая излишней прочностью или хрупкостью.

1-4. (взаимодействие сущностной и целевой причин Аристотеля) Баланс между механическими действиями плотника, направленными на обработку материала и формальной целью его деятельности. Например, большинство действий плотника представляют собой повторяющиеся механические действия, например, строгание. Но строгая, плотник не должен забывать - для чего он это делает, иначе вместо стула можно получить строганную доску.

2-4. (взаимодействие материальной и целевой причин Аристотеля) Это выражение сущности управления в форме баланса между активностью плотника и старанием придавать инструменту нужное направление. Плотник должен постоянно следить, чтобы его действия были не спонтанными, а управляемыми, и вели к поставленной цели. Другими словами, плотник должен стремиться, чтобы его действия были безошибочными, но не гасили его активность из-за страха допустить ошибку.

2-3. (взаимодействие материальной и движущей причин Аристотеля) Баланс между количеством израсходованного материала и качества изделия. Например, если сэкономить много материала, то стул может оказаться непрочным и сломаться под весом сидящего на нём человека. Если, наоборот, не обращать внимания на изящество форм, то можно изготовить стул, который будет очень прочным, но его трудно будет поднять даже двумя руками.

Определить, какие из приведённых связей являются положительными, отрицательными или нейтральными, предлагаю вам определить самостоятельно.

На этом конкретном жизненном событии появления на свет деревянного стула, я привёл пример интерпретации взаимодействия элементов между собой в системе, в форме системных связей между ними.

Продолжение знакомства с системным методом

Итак, мы познакомились с делением системы, достигнув 4-го уровня, а подсистем - достигнув 5-го уровня. Для решения большинства задач, в том числе и построения БТГ, этого будет уже достаточно. Главное, что касается классификации систем и их структуры, уже сказано, поэтому повторяться не будем. Для полноты изложения сюда можно добавить только несколько общих замечаний.

В древней традиции существовала дифференциация системы вплоть до 13-го уровня, что можно уподобить разглядыванию системы в микроскоп со ступенчатым увеличением. Если учесть, что из 13 возможных ступеней, 4-е мы уже прошли, то нам осталось ещё девять таких этапов (дифференциаций). Их полное описание не является целью этой работы. Надо добавить, что большей дифференциации достичь невозможно, так как за 13-й ступенью начинается переход на новый системный уровень (сейчас это принято называть фракталами), после которого счёт уровней начнётся сначала. Но чтобы пройти полностью все 13 уровней (дифференциаций), я думаю, мы не сможем найти специалистов, владеющих в достаточной степени этим знанием и способных на это. Но, даже если бы такая работа и была проделана, то она заняла бы огромный объём. Действительно, сочетание только 13-ти элементов по 2 уже даёт число связей, равное 78 (см. Рис. 9).

Рис. 12.

Если добавить сюда остальные сочетания элементов по 3, 4, 5 , … и так далее, вплоть до 13, получим количество 8192 подсистем. Сумеет кто-нибудь отличить такое количество подсистем друг от друга, дать им описание, а также перечислить все связи в подсистемах и в системе, насчитывающей всего 13 элементов? Думаю, что таких смельчаков не найдётся. А сделать это придётся, если мы хотим познать это Мироздание!

Достаточно вспомнить, что функция, которую выполняет тот или иной элемент в системе, изначально зависит от общего количества элементов, входящих в систему, а также от того, что все подсистемы сосуществуют одновременно, что у каждой из них есть свои неповторимые связи и своя функция. Если рассматривать не только все элементы системы, но и виды подсистем, а также виды связей между ними в 13-ти элементной системе, то такая исследовательская работа потребует очень много времени и сил.

Такое представление о мироздании может показаться современному человеку очень непривычным, но именно так, в целом, и устроен мир, в котором мы живём, благодаря этому многообразию он так чрезвычайно гибок и устойчив. Поэтому этим стоит заниматься. В этом также заключается основная трудность в развитии и распространении подобных системных знаний. Среди современных людей очень мало людей-носителей такого огромного опыта, на которые можно было бы «записать» такое количество информации. Именно для этого и служит символьный метод выражения, к познанию которого мы медленно продвигаемся, который превосходит по ёмкости все известные и доступные современному человеку способы. Но, с другой стороны, раскодирование символов, другими словами их интерпретация, представляет для неподготовленного человека определённую трудность и предполагает обязательное обучение, хотя иногда встречаются и самородки, умеющие без особой подготовки делать это легко.

Четыре фазы творческого цикла

Наконец, самое главное. Те, кто начали знакомиться с моими работами, наверняка уже обратили внимание, что я постоянно использую термины: рассудок, разум, чувства, эмоции. Почему я обращаю внимание именно на эти четыре функции головного мозга?

Следует понять, что, говоря о головном мозге, я имею в виду не память человека. Это ошибочное к нему отношение. Головной мозг, в первую очередь – это орган настройки на восприятие человека. Четыре основных функции головного мозга – четыре вида настроек, которые я называю: рассудок, разум, чувства, эмоции. Вот с этим отношением мы и пойдём дальше.

Четыре основные функции головного мозга выбраны потому, что каждый творческий процесс, организованный человеком, представляет собой определённый временной цикл, а любой цикл обязательно имеет своё начало и конец. Знание природы временных циклов и есть то, чего так не хватает в нашей науке. Они познаются разумом, а не рассудком.

Дело в том, что без анализа временного цикла нам обойтись невозможно, так как все связи между элементами в системе можно контролировать, опираясь исключительно на анализ временных, а не пространственных циклов. Именно в этом и заключается неудача медицины понять и выявить связи в человеческом организме, с целью приведения всех его элементов к балансу. Временной цикл – тоже своего рода аналог системы, только это, как сейчас принято называть, виртуальная система.

Знает человек или нет, но всё что он делает, непременно задействует все четыре фазы цикла. Даже если человек не является самодостаточным, и не способным самостоятельно организовать собственный творческий цикл, то его труд используется в качестве небольшого фрагмента в общем производственном цикле, который всё равно относится к той или иной фазе цикла.

Кроме этого, любой цикл можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга четырёх фаз, признаки которых необходимо знать каждому человеку, и научиться различать их в самом себе, в окружающих нас людях, а также в окружающей природе. Каждая фаза имеет своего «модератора», в виде одной из 4-х функций головного мозга. Они позволяют нам осознанно осуществлять ту или иную деятельность. Слово деятельность здесь – ключевое слово.

Надо знать, что в природе существует два типа циклов – мужской цикл и женский цикл. Каждый состоит из одних и тех же 4-х фаз, но у мужского цикла фазы начинаются, условно, с первой фазы, а у женского – с последней фазы. Подробнее об этом будет сказано в следующей работе.

В системном анализе, которым мы занимались в предыдущей части, непосредственное участие принимают две функции головного мозга и ментального тела человека – рассудок и разум. Сначала познакомимся с деятельностью рассудка. У мужчин эта функция является управляемой, а у женщин она проявляется неосознанно, спонтанно, внезапно, под влиянием внутренних обстоятельств.

Итак, членение системы на элементы осуществляется рассудком. Подобное занятие, а точнее препарирование, представляет собой аналитическую работу, для выполнения которой создан этот аппарат. Анализ - (от греч. analysis - разложение), по-другому деление, членение, представляет собой действие по разделению целого на более мелкие части, элементы. Например, чем тоньше и лучше заточено лезвие скальпеля биолога, тем тоньше можно сделать срез, тем лучше будет приготовлен препарат для микроскопа.

Главным в анализе является не столько сам факт дифференциации системы, сколько способность различать между собой функции выделенных элементов и характеристику их связей, чтобы дать им чёткое определение.

Проведём аналогию. Роль скальпеля выполняет способность человека под названием различение. Эту функцию выполняет внимание человека. Человек тогда хорошо умеет различать между собой элементы, когда способен хорошо сконцентрировать своё внимание на предмете своего исследования. Когда мы берём увеличительное стекло и подставляем его под луч света, то с обратной стороны стекла можно увидеть световое пятно, диаметр которого меняется в зависимости от расстояния его до предмета, на котором появилось это пятно. Это явления - аналог фокусировки внимания человека. Чем более развита у человека способность различения, тем у́же световое пятно от увеличительного стекла, значит тем у́же фокус внимания, тем тоньше будет срез препарата, тем на большую глубину он сможет провести анализ, тем меньшего масштаба элементы человек сумеет различить. Когда замечено различие у новых элементов, в работу вступает рассудок, вычленяя и фиксируя в виде определения результат своего различения.

Для иллюстрации сказанного, можно привести пример умения тонко различать у художников и музыкантов. Они способны различать мельчайшие звуковые полутона или цветовые оттенки, на что человек без специальной подготовки не способен. И это достигается (обратите на это особое внимание) не за счёт развития рассудка (как это по незнанию пытаются делать некоторые люди в ущерб развития у себя остальных способностей), а, наоборот, за счёт концентрации внимания и также развития своих чувств. Именно благодаря чувству, художники и музыканты способны тонко чувствовать и различать, имеют возможность точного эмоционального выражения и творчества, поэтому-то принято их относить к людям творческих профессий.

Напомню, что все связи между элементами в системе имеют своё уникальное значение. Сразу научиться различать не только элементы, но их связи, уменьшая масштаб восприятия, очень трудно. Для этого человек должен накопить достаточный практический опыт, который накопить за одну жизнь невозможно. Для этого проходят специальное обучение. В деле познания человека, его разум также принимает участие. Давайте познакомимся с его деятельностью.

Когда окончен анализ системы (найдены составляющие её элементы), человек должен получить представление о структуре этой системы. Для этого остаётся выявить связи между элементами, входящими в систему, и её подсистемы. Но рассудок человека не приспособлен для этой работы. Для этой работы предназначен разум человека. У женщин работа разума является управляемой и находится на высоте, поэтому они способны понять структуру системы, но зато их рассудок не позволяет выразить её в понятиях на физическом плане. У мужчин наоборот, рассудок находится на высоте и они способны разделить систему на части. Но разум мужчин не позволяет понять структуру системы, как связаны между собой её элементы, так как разум не управляется непосредственно волей, так как он работает неосознанно, спонтанно, непредсказуемо и неожиданно выдаёт информацию только в зависимости от внешней ситуации. Поэтому союз между любящими друг друга мужчиной и женщиной имеет высочайший смысл.

Мужчинам легко разобрать что-то (целое) на части, найти и дать определение элементам системы, но очень трудно выявить взаимосвязи между отдельными частями (элементами) системы, не ломая и не дробя целое на части.

Ярким примером этого является современное состояние медицины, когда человека могут разрезать и в любом месте заглянуть внутрь организма, но найти скрытые механизмы взаимодействия всех систем человеческого организма медики, вооружённые линейным рассудком (1D) не могут, так как эта работа доступна только разуму человека, способного обрабатывать объёмную информацию (3D), или чувству (4D). Главной причиной этого является диктат линейного рассудка, навязанный в современной науке, вынуждающий людей бесконечно заниматься анализом, дробить и делить всё на части, о чём я неоднократно говорил в своих работах. Пора уже учиться собирать в целое, причём не механические системы, а живые.

Разум человека выполняет функцию синтеза, благодаря чему мы становимся способными выявлять связи между событиями и приводить в гармонию нашу повседневную жизнь. Поэтому обычные мужчины, не владея методикой включения в работу своего разума, предпочитают всё ломать и делить на части. Отсюда берёт своё начало и военное дело. Но в выявлении и интерпретации видов взаимодействия в системах, а также между подсистемами и элементами системы, соединении её частей в одно целое, мужчины испытывают огромные трудности, за исключением тех немногих, кого с детства родители сумели подготовить к этой работе.

Повторюсь ещё раз, что различные связи в системе (и это надо хорошо понимать) отражают различные виды взаимодействий между элементами. Нет в системах одинаковых связей, нет одинаковых элементов и подсистем. Поэтому каждую связь, каждый элемент, нужно изучать в отдельности.

Различные системы могут вступать между собой во взаимодействия, с созданием систем иного уровня. Например, система, элементы которой мы изучаем, сама может являться элементом системы высшего уровня, либо входить в состав той или иной её подсистемы. Кроме этого, различные системы могут образовывать перекрёстные связи между собственными элементами. Всё это создаёт ту обстановку, которая сегодня оказалась не под силу современным аналитикам, в арсенале которых имеется один единственный инструмент – линейный рассудок (интеллект).

Ниже представлен ещё один вид классификации системы, которую предложил заслуженный архитектор РФ, почётный член Российской академии архитектуры И. Ш. Шевелёв, проживающий в Костроме. Он построил четырёхчленную систему, пользуясь исключительно геометрическими построениями, что сделало её наглядной и удобной в интерпретации.

Предыдущие части: Часть 1, Часть 2

Источник

Контакты

Отправить сообщение: