Электростатика. Основные опыты

Введение. Статья «Невихревая электромагнитодинамика» А. Г. Иванова.

17.09.2017 г.

Недавно в Интернете мне на глаза попалась статья А. Г. Иванова «Невихревая электромагнитодинамика», с которой можно познакомиться по ссылке.

К сожалению, координат автора статьи мне найти не удалось, несмотря на то, что она вышла в свет в 2009 году. Есть и более поздний её вариант, изданной в 2014 году.

Мне показались интересными взгляды автора на электродинамику, думаю, что она заинтересует и других людей. В статье представлена таблица, которая представляет взгляды автора на электродинамику, как на проявление в природе 4-х полей. Вот эта таблица:

Автор статьи делит все явления электричества на четыре группы по числу физических полей, которые он описал и представил в статье их математические модели. Вот эти группы:

  • 1) невихревые электрические поля;
  • 2) вихревые электрические поля;
  • 3) невихревые магнитные поля;
  • 4) вихревые магнитные поля.

Но сейчас главное – не это. Накануне я начал заниматься систематизацией знаний, но только в другом контексте – контексте работ Г. В. Николаева.

«Эволюция знаний по электродинамике»

Таблица №1

Вопрос о количестве полей и об их названии остаётся спорным. К сожалению, автор сильно не утруждает себя описанием физического смысла термина, например, зарядовых волн. Что волнуется и в чём распространяется для автора, видимо вполне ясно, а другим не стоит об этом сильно заморачиваться. Мы всё это уже проходили – голый математический формализм, хотя, как попытка классификации физических явлений, работа А. Г. Иванова заслуживает отдельного внимания. Но сама таблица Иванова привлекла моё внимание и навела меня на мысль провести классификацию всех своих опытов (прошлых и будущих), представленных на моём канале в Ютубе.

В результате на свет появилась другая таблица №2, в которой все известные физические явления разделены на четыре группы, повторюсь, в контексте теории Г. В. Николаева:

  • 1) опыты по электростатике;
  • 2) опыты по электродинамике;
  • 3) опыты по магнитостатике;
  • 4) опыты по магнитодинамике.

Каждая группа в свою очередь делится ещё на две подгруппы. Всего получилось восемь групп.

Таблице №1 я дал название «Эволюция знаний по электродинамике» по той причине, что она отражает историческое развитие взглядов на явления электродинамики, если изучать её снизу вверх. То, что мы привыкли называть магнитным полем, на самом деле представляет собой токи смещения в физическом вакууме (эфире), которыми сопровождается движение электрических зарядов. В своём развитии Г. В. Николаев постепенно отказывался от терминов векторное магнитное поле и скалярное магнитное поле, как не существующих самостоятельно. Явления движения электрических зарядов в физическом вакууме он описал с помощью градиентных уравнений, представляющих венец его творческой деятельности. Но чтобы люди понимали друг друга, Николаева и меня, нам некоторое время ещё придётся пользоваться термином магнитное поле, так как инерция человеческого мышления крайне высока. Ниже представлена таблица, по которой будет вестись классификация опытов:

Таблица №2

Пока в таблице №2 заполнен только первый столбец. Постепенно каждый столбец таблицы будет заполняться подробным перечнем физических явлений и соответствующей ему физической и математической моделью, а все опыты будут переименованы и отнесены к одной из этих 8 групп. Каждый опыт в своём названии будет содержать ключевое слово, указывающее на принадлежность того или иного опыта к конкретному разделу электричества – столбцу таблицы. Например, в названии опытов, которые в данном видеоролике будут предложены вашему вниманию, первое слово «Электростатика» указывает принадлежность опытов к первой группе явлений.

В отношении физической модели электризации трением на моём канале в Ютубе есть ролик под названием Физический смысл явлений 1. Электричество., в котором был показан опыт, иллюстрирующий это высказывание. Желающие могут освежить в своей памяти.

Повторюсь, что постепенно Таблица №1 будет дополняться новыми данными.

Несколько слов о статье А. Г Иванова. К сожалению, автор проявил некоторое высокомерие, позволив себе на стр. 8 неуважительное высказывание в отношении, как выразился автор, неспециалистов и популяризаторов науки. Позволю себе напомнить, что ни Тесла, ни кто-либо другой не рождался специалистом. В ответ, повторяя стиль автора, я и многие другие так же могут проявить высокомерие, например, по отношению к ошибкам, допущенным автором в статье и некоторому другому. Например, фамилия Н. Тесла и в родительном падеже будет писаться Тесла, так как она не склоняется. Сюда же можно добавить и полное отсутствие у автора опытной доказательной базы основных положений своей теории и многое другое. Но мы не будем отвечать автору взаимностью.

Когда Н. Тесла приступил к своим работам, у него ведь не было теории, предложенной А. Г Ивановым. Тем не менее, опираясь лишь на принципы гармонии(!) и элементарные математические действия, Тесла смог эмпирически (опытным путём) не только открыть неизвестные ранее физические эффекты, но и показал их практическое применение. С другой стороны, что бы делал, пусть даже самый талантливый теоретик, не имеющий доступ к каталогу физических явлений и эффектов? – Ничего, просто сидел бы без работы.

Ну, а если говорить серьёзно, то теория лишь объединяет и классифицирует накопленные факты, что позволяет затем изучать отдельно следствия из этой теории, тем самым направляя в будущее свою практическую деятельность.

Надо понимать, что с одной стороны практическая деятельность человека приносит нам новый опыт, который не всегда находит сразу своё практическое применение. С другой стороны у людей всегда возникают различные потребности, которые не находя своего удовлетворения неосознанно, то есть по умолчанию мотивируют любую человеческую деятельность. Существуют люди, которые способности находить связь между этими двумя сторонами жизни, неожиданно находя практическое применение полученному опыту в удовлетворении тех или иных человеческих потребностей. В этом смысле теория и практика требуются в одинаковой степени, хотя, на самом деле, практика делает ход всегда первой. Так, открытие явления электризации янтаря трением было обнаружено очень давно, а применить электричество для удовлетворения нужд человечества удалось лишь спустя много лет и то, благодаря лишь только нескольким личностям.

Все люди, несмотря на образование, полученное ними в одних и тех же учебных заведениях, формируют свой уникальный набор опытных (входных) данных. Из этих данных впоследствии каждый человек упорным трудом может сложить из разрозненных данных свою неповторимую мозаику, которую мы называем Картиной Мира или просто мировоззрением, которое при поступлении новых эмпирических данных периодически перестраивается. Благодаря своему мировоззрению каждый человек обретает свою индивидуальную точку зрения на все вещи, которую я называю системой отсчёта. У каждого человека она своя, и это – нормально, если только она не навязывается силой или другим способом другим людям.

Нужно помнить, что теория, которую предложил Г. А. Иванов, далеко не единственная. Тем более, отражая Картину Мира конкретного человека, она не является истиной в последней инстанции, как, впрочем, теория Г. В. Николаева и других.

Давайте и мы внесём в нашу Картину Мира новые эмпирические данные и сделаем наше мировоззрение более адекватным той действительности, в которой мы живём, в результате наши с вами системы отсчёта станут ближе друг другу. Для этого я предлагаю вашему вниманию несколько физических опытов. Сначала несколько слов о природе электрических зарядов.

Загадка электрического заряда.

Что мы знаем об электрических зарядах, Чему нас учат в школе, в вузе? Знакомство с электричеством начинается с абстрактных – точечных зарядов. В учебниках приводятся рисунки, на которых стрелками обозначаются линии напряжённости электрического поля (Рис. 1), создаваемые зарядами. Конечно, линии напряжённости никто не видел, но нас убеждают, что дело обстоит именно так, как нарисовано ниже. Но в какой среде это происходит или вовсе в пустоте – об этом каждый молча должен догадываться сам.

Рис. 1

Далее утверждается, что тела, имеющие заряды одинакового знака взаимно отталкиваются, а разного знака – взаимно притягиваются. Но даже после таких подробностей природа электрических зарядов понятнее никому не становится.

«Проект заряд» выпустил несколько фильмов с участием Тома Бирдена. В одном из роликов Т. Бирден, взял, наконец, на себя смелость и предложил считать электрические заряды центрами преобразования энергии хаотического движения виртуальных (возникающих и тут же исчезающих) частиц физического вакуума (эфира) в энергию излучения частиц в виде фотонов определённой частоты и энергии. Именно в самом факте излучения и заключается физическая природа электрических зарядов. Время жизни зарядов – этих центров преобразования ничем не ограничено.

Поскольку существует два рода зарядов, следовательно, существует два вида такого преобразования: одни центры излучают, а другие поглощают фотоны. Те, что излучают – это положительно заряженные частицы, а те, что поглощают – отрицательные частицы.

Поток радиального излучения зарядов в электродинамике принято называть электрическим полем. Площадка, принимающая это излучение должна изменяться во второй степени (1/ ) от расстояния r до заряда, как и в случае с законом поглощения света. В этом с обычной электродинамикой противоречий нет, зато наглядно объясняется причина убывания силы Кулона обратно пропорционально квадрату расстояния.

Притяжение и отталкивание электрических зарядов друг с другом объясняется взаимодействием потоков их излучения.

В мире, в котором мы живём масштабы электрических зарядов – этих центров преобразования флуктуаций, происходящих в космическом вакууме очень малы, но это компенсируется их огромным количеством.

В обычном состоянии тела имеют почти равное количество зарядов обоих знаков. Но в природе известно несколько явлений, которые сопровождаются разделением зарядов, которые мы называем электризацией, хотя реально причин разделяющих заряды, существует огромное количество. В школе мы изучали только два таких явления – это трение и касание. Но они не единственные в природе. Существуют и другие явления разделения зарядов, изучению которых будут посвящены мои другие работы.

Давайте вначале обратимся к тем явлениям электризации, на которые в учебных заведениях мало обращают внимания.

Электростатическая индукция. Опыты по электризации металлического шара.

Желающие заниматься исследованием электростатических явлений, прежде всего, должны не забывать о технике безопасности. Поэтому источники высокого напряжения должны быть заземлены и находиться на безопасном расстоянии, а после работы их обязательно необходимо выключать и разряжать, касаясь в случае уединённых тел заземлённым проводом, а в случае конденсаторов замыкать между собой их обкладки.

Немногие задумываются над тем, как осуществляется передача заряда от заряженных физических тел к незаряженным телам. Проведём опыты с закреплённым на изоляционной подставке металлическим шаром, (обозначенной на Рис.2 треугольником), чтобы электрические заряды не стекали в Землю.

Рис. 2

Буква N указывает, что наш шар электрически нейтрален, то есть у него поровну положительных и отрицательных зарядов.

Опыт №1. Электризация трением и влиянием (индукции).

Возьмём стеклянную или эбонитовую палочку и натрём её тканью. Палочка станет отрицательно заряженной. Поднесем её к металлическому шару, не касаясь его. Для эбонитовой палочки поляризация зарядов примет вид, показанный на Рис. 4. Хотя шар в целом останется, электрически нейтрален, так как соотношение положительных и отрицательных зарядов в нём не изменилось, внутри шара произойдёт перераспределение зарядов, как это показано на Рис.3 и Рис.4. Заряды распределятся только по поверхности шара, являющегося уединённой ёмкостью, образуя электрический диполь. Так как стеклянная палочка зарядится положительно, то на поверхности шара ближе к ней сосредоточатся заряды другого знака (Рис.3), а на диаметрально противоположной стороне, отталкиваясь от зарядов палочки, сосредоточатся заряды положительного знака.

Рис. 3
Рис. 4

В дальнейшем мы будем показывать вариант электризации тел только для заряда одного знака, так как процессы электризации для них полностью идентичны. Для лучшего понимания в дальнейшем нам нужно договориться об условных обозначениях:

  • 1)значок N указывает на электрически нейтральное тело, то есть когда тело имеет одинаковое количество разноимённых зарядов;
  • 2)значок или означает наэлектризованный шар, имеющий избыток положительного или отрицательного заряда соответственно; заряд сосредоточен на поверхности тела;
  • 3) величину заряда условимся обозначать числом, стоящим рядом со знаком или .
  • 3)значок означает, что шар электрически нейтрален, но внутри его заряды разделены, то есть он поляризован.

Смотрим видеофрагмент №1: (здесь и далее съёмка сделана в затемнённом помещении):

Смотрим видеофрагмент №2: В этом фрагменте я допустил неточность, сказав, что зарядить шар, пластмассовой линейкой невозможно. Конечно, я имел в виду, что шар невозможно зарядить только одним прикосновением, так как линейка не является проводником зарядов, а только его хранителем. Но трением можно зарядить шар от заряженной линейки. Вот посмотрите следующий видеофрагмент, хотя это и неочевидно.

Смотрим видеофрагмент №3: Но этот случай нужно отнести к группе «электризация методом индукции», а не в группу «электризация прикосновением».

Опыт №2. Получение электрического тока из отрицательных зарядов методом индукции.

Наэлектризуем трением пластиковую, например, эбонитовую палочку, поднесём её к шару, не касаясь его, как показано на Рис.5,а. Теперь металлическим проводником, соединённым на другом конце с заземлением коснёмся заряженного шара, как показано на Рис.5,б.

Рис. 5a
Рис. 5б

В результате этого заряды быстро стекут по проводнику в заземление, создавая кратковременный электрический ток I из отрицательных зарядов.

Рис. 5в
Рис. 5г
Рис. 5д

После этого удалим от шара наэлектризованную палочку. Теперь в шаре окажется избыток положительных зарядов, которые равномерно распределятся по его поверхности, как показано на Рис.5,в. Если снова коснуться заземлённым проводником шара, то по нему в Землю стекут положительные заряды, снова образуя электрический ток I, но теперь из положительных зарядов, как это показано на Рис. 5,г.

После этого шар снова станет электрически нейтральным (Рис.5,д), что означает равенство зарядов двух знаков.

Давайте физически проведём этот опыт и посмотрим его результат. В опыте будет использован регистратор электрических зарядов, о котором можно посмотреть ролик Опыт по регистрации ЗНАКА электрического заряда на моём канале.

Смотрим видеофрагмент №4:

Здесь я прошу меня извинить, в этом фрагменте я по инерции оговорился, не заметив этого, назвав неоновую лампочку светодиодом.

Опыт №3. Получение электрического тока положительных зарядов методом прикосновения.

Исходная позиция как в предыдущем опыте на Рис. 5.

Рис. 6a
Рис. 6б
Рис. 6г
Рис. 6д

Цикл данного опыта от Рис.6,а до Рис.6,б можно повторять много раз с одним и тем же результатом. Данный опыт можно смоделировать в железе, повторяя его с большой частотой. Возникает два очень важных вопроса, на которые строители БТГ должны обратить внимание:

1. Как долго мы можем продолжать процесс получения электрического тока одной и той же заряженной палочкой?

2. Если этот процесс повторять несколько раз будет ли при этом разряжаться наэлектризованная палочка (нейтрализация заряда в атмосфере не считается)?

Смотрим видеофрагмент №5:

Смотрим видеофрагмент №6:

Электростатическая индукция. Опыты по электризации высоковольтного конденсатора.

Опыт №4. Зарядка конденсатора методом электрической индукции.

Для опыта нам необходимы высоковольтные конденсаторы. Для этой цели подойдут масляные конденсаторы типа К75-15, внешний вид одного из них показан на Рис.7. Видно, на конденсаторе указано напряжение 10 кВ, что нас вполне устраивает. Для эффективной зарядки обкладок конденсатора необходимо добавить к выводам конденсатора металлические проводники, развёрнутые друг от друга в разные стороны. Дальнейшее изложение будет вестись с учётом этого обстоятельства.

Кроме этого, чем больше будет электрическая ёмкость конденсатора, тем лучше будут проявляться эффекты электризации. Ёмкость, указанная на корпусе конденсатора 0,05 мкФ мала. Желательно иметь конденсаторы ёмкостью в несколько микроФарад.

Рис. 7

Внутри конденсаторы имеют две обкладки из фольгированного алюминия (станиоли), между которыми уложен изолятор из пропитанной парафином бумаги. Фольга и бумага вместе сложены дважды и плотно свёрнуты в рулон. От каждой из обкладок имеется металлический вывод наружу из конденсатора. Для электрической прочности внутри конденсатора залито специальное масло, а его корпус герметично запаян. Внутреннее устройство такого конденсатора показано на

Рис. 8

Для целей наших опытов будет необходимо иметь схематическое представление об устройстве конденсатора, которое показано на Рис.9. В корпусе конденсатора расположены две обкладки. Несмотря на то, что на самом деле обкладки масляного конденсатора выполнены длиннее и из очень тонкой фольги, сами заряды ещё меньше, поэтому процессы в конденсаторе протекают так, как показано ниже.

Рис. 9

Поднесём к одному из выводов конденсатора положительно заряженную палочку, не касаясь его. При этом заряды в соответствующей обкладке разделятся, в результате чего обкладка конденсатора станет вертикально поляризованной, как это показано на Рис.10. Другая обкладка по принципу комплементарности станет поляризованной, но инверсно.

Рис. 10

Если теперь коснуться заряженной стеклянной палочкой клеммы конденсатора, то результат будет зависит от относительной ёмкости палочки и конденсатора. Для удобства будем считать, что С1 гораздо больше С2. Если обозначить электрическую ёмкость палочки через С1, а ёмкость обкладки конденсатора через С2, то можно записать: С1 » С2. Это означает, что изменения будут больше заметны там, где будет меньше ёмкость физического тела.

Так как ёмкость палочки больше, а ёмкость обкладок конденсатора меньше, то с левой обкладки конденсатора на стеклянную палочку переместятся отрицательные заряды, компенсируя часть положительных зарядов стеклянной палочки, пока не наступит равновесие. Поэтому электрический заряд палочки несколько снизится, но останется положительным, как это показано на Рис.11,б.

Когда мы удалим от конденсатора наэлектризованную палочку, заряд левой обкладки конденсатора останется тем же, а правая обкладка останется нейтрально заряженной, как это показано на Рис.11,в.

Снимать видеоматериал по теме заряда обкладок конденсатора я не стал а дальнейшие опыты здесь приведены для завершения изложения теоретического материала. В предыдущих видеофрагментах показаны основные приёмы электризации тел, поэтому каждый желающий сможет провести их самостоятельно, что принесёт немалую пользу в формировании личного мировоззрения исследователя.

Опыт №5. Зарядка конденсатора касанием заряженной палочки.

Рис. 11a
Рис. 11б
Рис. 11в

На Рис.11(а,б,в) наглядно показаны этапы зарядки. Интересно, что в конечном итоге, хотя левая обкладка оказалась положительно заряженной, но правая обкладка конденсатора осталась нейтральной, хотя и поляризованной в поперечном направлении.

Обратите внимание, что мы, хоть и пользуемся условным изображением зарядов, тем не менее, смогли правильно и наглядно показать процессы, происходящие при электризации тел, их поляризации и передаче заряда.

Теперь пора сделать два важных вывода, на которые обычно не обращают внимания. При электризации конденсатора методом индукции мы получили два вида поляризации обкладок конденсатора – продольную поляризацию обкладок и поперечную. На первый взгляд это ничего не значащая деталь, но это позволит нам в будущем правильно понимать и моделировать процессы, происходящие процессы в телах при электризации. Отметим отдельно для себя два вида поляризации.

Опыт №6. Продольная поляризация.

Продольная поляризация возникла в левой обкладке конденсатора при поднесении к её выводу наэлектризованной палочки, что показано на Рис.13. В ответ на правой обкладке заряды распределились по принципу комплементарности.

Рис. 12

Опыт №7. Поперечная поляризация.

Явление поперечной электризации показано на Рис.15 в левой обкладке конденсатора.

Рис. 13

Опыт №8. Замыкание выводов конденсатора, у которого заряжены две обкладки.

Рис. 14a
Рис. 14б

Опыт №9. Поведение конденсатора при касании его заземлённым проводником.

Теперь посмотрим, что будет, если за исходную позицию мы возьмём ситуацию на Рис.12, но теперь заземлим левый вывод конденсатора.

Рис. 15a
Рис. 15б

Покажем, что в заземление перетечёт условно четыре положительных заряда, пока не установится равновесие зарядов в правой обкладке (так как мы не знаем реальное соотношение ёмкостей тел – обкладки конденсатора и заряженной палочки). В правой обкладке заряды так же немного перераспределятся по принципу комплементарности, но общее их число останется неизменным. Уберём наэлектризованную палочку и на Рис.16 посмотрим результат.

Рис. 16

На Рис.16 видно, что на левой обкладке общее число зарядов не изменилось, а на правой обкладке оно уменьшилось на 4 положительных заряда. Правило таково, что если на обкладке число положительных зарядов равно числу отрицательных зарядов, то можно считать, что обкладка конденсатора нейтральна и все скомпенсированные (парные) заряды можно не показывать, а показать только некомпенсированные (непарные) заряды, то есть те, которые остались после касания вывода заземлением. Но хотя правая обкладка конденсатора осталась нейтральной, всё равно я показал на ней заряды только для того, чтобы показать явление поперечной поляризации на этой обкладке, которое реально существует.

– Это, кажется невозможным, но левая обкладка конденсатора в целом осталась нейтральной, хотя она и оказалось продольно поляризованной. Почему? – Потому, что обкладка может быть поляризованной поперёк длины, что позволяет перераспределиться зарядам и образовать комплементарные пары в двух обкладках конденсатора. Значит, в нашем случае мы должны обнаружить у конденсатора избыточный заряд! – Да, это так. Если корпус конденсатора металлический, то теперь он должен быть поперечно поляризован по отношению к его внутренней заряженной обкладке, а если же корпус сделан из пластмассы, то мы будем иметь дело с обычным электретом (на рисунке это не показано).

Рис. 17

Вот так, учитывая особенности заряженных тел, соблюдая простые правила, можно разбирать любые явления, связанные с электростатическими зарядами и поляризацией физических тел.

Опыт №10. Полная зарядка конденсатора.

Исходная позиция для зарядки конденсатора – позиция, показанная на Рис.18. После касания одного вывода конденсатора заряженной стеклянной палочкой, откладываем её в сторону и касаемся заземлённым проводником к правому выводу конденсатора. После этого на каждом из выводов конденсатора будут сосредоточены разноимённые заряды, как это показано на Рис.18,в.

Рис. 18a
Рис. 18б
Рис. 18в

Опыт №11. Передача заряда от одного тела к другому.

Осталось рассмотреть несколько важных вариантов электризации и передачи зарядов, которые всегда надо знать и учитывать в своей практической деятельности.

Первый вариант касается передачи заряда от одного тела к другому. Обычно, когда мы желаем сообщить незаряженному телу пробный заряд, результат этого всегда будет зависеть от соотношения электрических ёмкостей этих тел. Но в любом случае, какова бы ни была разница в ёмкости пробного заряда и физического тела, нам никогда не удастся полностью передать весь заряд от одного физического тела к другому.

Так, если мы сообщим небольшому шару заряд и поднесём его к нейтральному большому шару, не касаясь его.

Рис. 19a
Рис. 19б
Рис. 19в
Рис. 19г. Результат взаимодействия

На Рис.19,б видно, что заряд между малым и большим шаром распределится пропорционально их уединённой ёмкости, но в любом случае останутся заряженными оба тела.

Опыт №12. Полная передача заряда от одного тела к другому.

Рассмотрим ситуацию, когда всё же возможно передать стакану весь заряд. На Рис. 20 изображена обычная ситуация – нейтральный металлический стакан. Но когда мы внесём внутрь его металлический положительно заряженный шарик, укреплённый на изоляционной ручке, имеющий условный заряд 16 , то в стенках стакана происходит поляризация электрических зарядов как это показано на Рис.20,б, но в целом стакан останется нейтральным, пока мы не коснёмся шариком внутри стакана.

Рис. 20a
Рис. 20б
Рис. 20в

Но после того, как мы коснёмся заряженным шариком изнутри стенки стакана (Рис.20,в), шарик мгновенно становится электрически нейтральным, а сам стакан станет заряженным на 16 , а шарик станет нейтральным. При этом заряд равномерно растечётся по внешней поверхности стакана, в внутри его электростатического заряда не будет в любом случае. На подобном явлении основано устройство «клетки Фарадея». Только этим способом мы сможем полностью передавать весь заряд от заряженного тела к незаряженному.

При построении различного рода устройств, работающих на статическом электричестве это необходимо знать и использовать в целях эффективной работы устройств.

На этом разговор о важных эффектах электростатики можно закончить. Здесь мы не касались таких понятий как электрический потенциал, силовые взаимодействия зарядов, диэлектрические свойства физических тел, физического вакуума, так как, не имея представлений об их физической сути бессмысленно считать законченной теорию электричества. В следующих работах мы поговорим уже об эффектах электродинамики.

Важно отметить что электростатика (статика на греческом языке στατός означает неподвижный). Электростатика изучает:

  • 1) взаимодействие неподвижных в пространстве физических тел, имеющих постоянные не скомпенсированные электрические заряды;
  • 2) взаимодействие неподвижных в пространстве физических тел, имеющих не скомпенсированные электрические заряды, величина которых или знак изменяются крайне медленно, не порождая сложных переходных эффектов;
  • 3) и многое другое.

В отличие от этого электродинамика (динамика на греческом языке δύναμις означает сила, мощь) имеет дело с процессами, вызванными быстрым изменением величины или знака заряда. Иногда изучаются процессы, связанные с быстрым изменением электрической ёмкости физических тел при постоянной величине заряда, например, при изучении процессов параметрического резонанса. Электродинамика изучает:

  • 1) взаимодействие неподвижных физических тел, у которых не скомпенсированные заряды изменяется по величине и по знаку;
  • 2) взаимодействие движущихся физических тел, у которых не скомпенсированные заряды изменяется по величине или по знаку;
  • 3) взаимодействие неподвижных в пространстве физических тел, электрическая ёмкость меняется во времени, но которые имеют постоянный электрический заряд;
  • 4) взаимодействие движущихся физических тел, электрическая ёмкость меняется во времени, но которые имеют переменный во времени электрический заряд;
  • 5) и многое другое.

Тем, кто занят построением БТГ, должны стремиться изучать электродинамику.

В этом ролике за «бортом» осталось много ещё много интересных опытов. Нашей задачей было научиться разбирать и моделировать процессы, происходящие при электризации тел. Может быть, в будущем я ещё вернусь к этой теме, если будет что сказать интересного. Применяя предложенные здесь приёмы, каждый может самостоятельно смоделировать любой нужный ему процесс и затем реализовать его в «железе».

Источник

Контакты

Отправить сообщение: